Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государственное управление в Российской Федерации с каждым днём играет всё большую роль в
обществе, его взаимодействиях и коммуникациях. Система государственного управления в России
стремится к контролю всех сфер жизни, координируя принятие тех или иных решений,
устанавливая чёткие правила деятельности тех или иных структур или органов. Данная
государственная модель управления имеет черты авторитарной системы, в которой все субъекты
и объекты политической сети подчиняются центральному актору, который имеет
преимущественное расположение, ранг и силу в сети. Безусловно, такая модель эффективна: не
требует использования больших ресурсов, информация в такой сети не искажается, центр плотно
структурирован и на макроуровне проблемы решаются быстро и результативно. Но такая модель
3
полностью не акцентирует внимания на периферии, центр постепенно обособляется и теряет
связь с внешней средой, которая в результате отпадает и перестаёт давать обратные сигналы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие государственного управление, его сущность и функции
Государственное управление представляет собой деятельность органов государства по
выполнению возложенных полномочий.
Согласно первому подходу, основными ценностями в государственном управлении является
верховенство защиты прав граждан.
В политическом подходе основной задачей является воплощение интересов и желаний народа.
Государственные чиновники должны быть политически грамотными, ответственными и
восприимчивыми к текущим интересам граждан.
В управленческом подходе основы управления направлены на эффективность, экономичность и
результативность.
Трактовки при изучение понятия различаются, но общие признаки остаются неизменными.
Любое управление направлено на достижение какого-либо результата, поэтому целью
государственного управления является предполагаемый результат, к которому стремится субъект
управленческой деятельности.
Выделяют четыре цели государственного управления в современной России.
При осуществлении каких-либо управленческих задач и постановки целей, важную роль играют
принципы, исходя из которых, функционирует государственная система управления. Основные
принципы государственного управления представлены в таблице 2.
Любое развитое и развивающееся государство современного мира осознаёт необходимость
наличия системы и функционирования государственного аппарата управления, без него общество
не сможет достичь определенных задач в развитии, сначала частично, а затем и полностью теряя
возможность координации своих действий.
Главным фактором функционирования аппарата управления является его насыщенность
запросами со стороны общества. Если же данный «механизм социального входа» отсутствует, то
структура становится малоэффективной, даже при наличии крупной системы государственного
управления.
Система государственного управления включает деятельность государства в целом и охватывает
самый широкий спектр функций – от обеспечения национального суверенитета и национальных
интересов до поддержания экономических, социальных, политических и правовых условий
развития экономики. Другими словами, это властное, политическое управление делами всего
общества, имеющее в своей основе правовую обусловленность (легитимность), а в реализации –
силу госаппарата, обладающего средствами принуждения. Вне сомнений, что для России очень
4
важна сфера государственного управления. Попробуем выявить основные проблемные моменты
в сфере государственного управления, а также предложить возможные пути их решения.
1.2. Структура государственного аппарата
Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок
расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда указывает, из
чего складывается государственный аппарат, какова субординация его составных частей, каковы
принципы его организации и функционирования.
В любой стране сложившийся государственный аппарат выступает как единая целостная (общая)
система, которая состоит из ряда частных систем. В качестве последних выступают однородные по
своим функциями, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой
деятельности различные государственные органы.
Наиболее важными частными системами современного государственного аппарата являются
следующие: система органов государственной власти, система органов государственного
управления, система судебных органов и система органов прокуратуры. Каждая из первых трех
названных систем является носителем соответствующей государственной власти –
законодательной, исполнительной и судебной.
В научных кругах иногда говорят и пишут о четвертой ветви власти – средствах массовой
информации. Однако это – образное выражение. Средства массовой информации не являются
носителями какой-либо официальной власти. Таковыми их называют в силу того, что оказывают
очень сильное, нередко решающее влияние на массы. Они играют исключительно важную роль в
формировании общественного мнения, в создании положительного или, наоборот,
отрицательного образа правящей элиты или отдельных лиц.
Среди авторов, занимающихся проблемами государственной власти и аппарата, нет единого
мнения о том каким должен быть государственный аппарат, как должны соотноситься между
собой различные ветви государственной власти, а следовательно, и их носители –
государственные органы. Должны ли они быть равны между собой или должна существовать их
определенная соподчиненность, субординация?
Высказывается точка зрения, согласно которой все ветви государственной власти и их носители
должны находится в совершенно одинаковом положении, уравновешивать друг друга. В странах с
тоталитарным и авторитарным режимом усиленно насаждается идея о том, что исполнительная
власть, а вместе с ней и ее носители, должны доминировать в структуре государственного
аппарата.
1.3. Понятие эффективности государственного управления
В системе государственного управления «эффективность» рассматривается как комплексная
характеристика потенциальных и реальных результатов функционирования государственных
аппаратов с учетом степени соответствия полученных результатов целям и задачам их развития .
5
В более широком плане понятие «эффективность» трактуется как отношение чисто
положительных результатов и допустимых затрат, как увеличение отдачи на единицу ресурса в
единицу времени.
В политике «эффективность» имеет смысл ценностной оценки деятельности, в этой трактовке она
рассматривается как нечто положительное и желательное.
На сегодняшний день российская модель состоит из трех основных блоков: «Достижение
стратегических целей и показателей бюджетных программ», «Взаимодействие с гражданами» и
«Организационное развитие государственных органов», при этом «Оценка управления
персоналом» в новой модели включена в последний блок.
Первый блок оценивает достижение целей стратегического плана, как государственный орган
освоил и использовал средства бюджетных программ. Впервые в этом году во всех центральных
государственных органах оценивалась связь между целями стратегического планирования и
бюджетом.
Блок «Взаимодействие с гражданами» оценивает то, насколько госорган качественно оказывает
государственной услуги и рассматривает заявления граждан, а также показатель «открытости»
государственного органа: посредством публикации и диалога с гражданами. В рамках оценки
проводится общественный мониторинг качества оказанных услуг населению через анонимные
опросы.
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА
2.1. Сравнительный анализ судебной системы ведущих стран мир
Судебная система представляет собой совокупность различных видов судов, которая построена в
соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. Любое
разбирательство заканчивается вынесением решения от имени государства. А постановление суда
считается общеобязательным и для его исполнения используется сила государственного
принуждения. В таблице 6 представим сравнительный анализ судебной власти некоторых
развитых стран мира.
На основание данной таблицы можно сделать вывод, что судебная власть во всех странах
представлена в виде иерархической структуры с несколькими уровнями.
Согласно ст. 125, 126 Конституции РФ, Закона о судебной системе в Российской Федерации
действуют федеральные суды, конституционные суды и мировые судьи субъектов РФ. В свою
очередь, федеральные суды, делятся на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей
юрисдикции и арбитражные суды.
Например, в Англии самым главным судом является Высший суд, который представлен
Апелляционным, Высоким судом и Судом короны. Низшие суды представлены судами
магистратов и судами графств.
Следующая особенность судебной системы РФ состоит в том, что в России она устанавливается
Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В Англии же конституция является
6
неписаной и источниками конституционных норм являются статуты, судебные прецеденты,
конституционные соглашения.
Отличительной чертой английской судебной системы является то, что когда-то созданное
судебное решение становилось обязательным правилом для последующего разрешения
аналогичных дел. А в нашей стране, на сегодняшний день, судебный прецедент не является
источником права.
Также в РФ назначение судей осуществляется лично президентом страны, в то время как в Англии
это осуществляет лорд-канцлер, который является политической фигурой, он наиболее
высокооплачиваемый член Кабинета и эквивалент министра юстиции.[4]
2.2. Сравнительный анализ исполнительной власти ведущих стран мир
Государство является формой политической организации общества. Главное его предназначение
состоит в охране существующего общественного строя и порядка посредством воздействия на
деятельность и поведение людей авторитетом власти, принуждением и иными способами. Цель
государственного управления – создание оптимальных условий для достижения такого уровня
социально-экономического состояния общества, при котором максимально проявлялись бы
определенные перспективы его развития.
На основание данной таблицы можно сделать вывод, что высший орган исполнительной власти
это президент страны. Так же исполнительная власть страны включает в себя министров, которые
возглавляют разные направления деятельности страны, которые выделены в разные
министерства.
Далее рассмотрим исполнительную власть в других развитых и ведущих странах мира.
Государственное устройство Японии – это конституционная монархия, где политическая структура
осуществляется парламентской представительной демократией, премьер-министром является
глава правительства.
Император Японии не обладает возможностями, связанными с осуществлением государственной
власти, и может предпринимать действия, относящиеся к делам государства, лишь по согласию
кабинета министров.
Отличительные признаки японского государственного управления экономикой:
1. Политическая структура Японии осуществляется в рамках парламентской представительной
демократии, где главой правительства Японии является премьер-министр, при этом Япония – это
конституционная монархия;
2. Мощная государственная поддержка предпринимательства;
3. 5-летнее составление плана в отдельных областях общенародного хозяйства;
4. Социальная направленность компаний (бессрочный найм, общественное товарищество и др.);
5. Незначительное отличие заработков различных групп населения (заработной платы).
7
Основными составными частями местной законодательной власти в Японии являются
префектурные, городские, поселковые и деревенские собрания. Их численная структура зависит
от численности населения определенных административных единиц. Собрания возглавляют
председатели.
Руководство исполнительной власти в органах местного самоуправления осуществляют: в
префектурах – губернаторы, в населенных пунктах (города) – мэры, в поселках и деревнях –
старосты.
В государстве функционирует достаточно твёрдый непосредственный надзор центральной
исполнительной власти за деятельностью органов местного самоуправления. Система
регионального управления отличается излишней регламентацией государственными законами,
кроме того администрирующие чиновники занимаются контролированием деятельности местных
органов, ограничивая их самостоятельность строгим порядком получения разрешений
центральных органов по делам местного уровня. А в целом деятельность местного
самоуправления согласовывает специальное Министерство по делам местного самоуправления,
то есть руководит ими, предоставляя им всяческие «советы» и осуществляя инспекции на местах.
2.3. Сравнительный анализ законодательной власти ведущих стран мир
В данном параграфе проведем анализ законодательной власти. Законодательная власть страны
представляет собой систему государственного управления, которая направлена в большей
степени на формирование нормативной базы для деятельности правительственных и
государственных органов с целью развития социальной и экономической направленности страны.
В таблице 8 представим сравнительный анализ законодательной власти некоторых развитых
стран мира.
На основание данной таблицы можно сделать вывод, что в развитых странах законодательная
власть принадлежит парламенту.
Высшая законодательная власть на территории Германии принадлежит двухпалатному
парламенту. Она включает в себя нижнюю палату - Бундестаг, а также верхнюю палату -
Бундесрат. Члены той и другой палат имеют право на законодательную инициативу. Ведущая роль
в законодательном процессе у бундестага. Правительством вносятся в Бундесрат законопроекты,
далее мнение Бундесрата передается в бундестаг не позднее шести недель. Половину депутатов
избирают в бундестаг в одномандатных округах, по мажоритарной системе. При этом вторую
половину депутатов избирают по земельным партийным спискам в многомандатных округах.
Бундестаг состоит из 650-670 депутатов [2]. Бундестагом принимаются законы в сферах, на
которые распространяют (частично или полностью) законы федерации. Законы, которые
затрагивают интересы земель, должны одобряться бундесратом.
Государственная власть и ею предписанные полномочия в Конституции в некоторых странах
отсутствует. Во некоторых президентских республиках правительственных структур как
юридического института не существует. Существуют несколько подходов к структуре
Правительства: структура правительства не одинакова в англо-саксонских и континентальных
странах.
Англосаксонские страны
8
Правительство (80-100) и Кабинет (20-25) — внутренний (3-5)
Правительство состоит из министров и еще включает в себя министров без портфеля (чиновники
выполняющие поручения премьер-министра и имеющие право решающего голоса), руководители
ведомств. Весь правительственный состав почти никогда полностью не собирается, и поэтому
структурная деятельность переносится в Кабинет.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО СТРАНАМ В
ТОМ ЧИСЛЕ И РОССИИ
В данной главе работы мы рассмотрим существующие проблемы государственного управления и
перспективы его развития.
В настоящее время проблема продуктивного управления является одной из наиболее актуальных
в России. По данным ежегодного рейтинга, составляемого независимым институтом Legatum,
Россия отстаёт от таких развитых стран, как США, Япония, Финляндия довольно по многим
показателям. В частности, по показателю «управление» мы находимся на 108-ом месте из 149.
Для решения данной проблемы необходимо применение не только отечественного, но и
зарубежного опыта. Особый интерес именно к японской модели вызван их высокими
достижениями фактически во всех отраслях национальной экономики и в социальноэкономическом развитии. Слияние общегосударственного индикативного планирования с
рыночной экономикой даёт положительные результаты. Используемые японцами управленческие
методы, как мы видим, достаточно эффективны. И именно это привлекает всё большее внимание
российских исследователей, менеджеров и госслужащих которые, изучая японские принципы
управления, могут почерпнуть некоторые выводы и сделать некоторые открытия для российской
системы управления. Введение основных принципов японского управления с учётом
особенностей российского менталитета и культуры, по нашему мнению, могут привести к
весомым изменениям в российской управленческой системе.
Проведенные исследования свидетельствуют о том, что процессы модернизации системы
государственного управления в Российской Федерации будут успешными и позволят получить
положительный результат при условии комплексного подхода к совершенствованию системы
государственной власти. Как показал анализ, в первую очередь необходимо уделить внимание
изучению механизмов организации и функционирования представительных органов власти. В
частности назрела необходимость в принятии закона о высшем органе законодательной власти –
Федеральном собрании Российской Федерации, что согласуется, в том числе, и с Конституцией
нашей страны.
В сфере институциональных преобразований исключительную важность приобретает дальнейшее
развитие конституционно-правовой системы страны. Соответственно вырисовывается задача
реструктуризации исполнительной власти, проявляется необходимость в углублении
реформирования системы управления государством. Решение данной проблемы объективно
требует принятия и реализации комплексной программы модернизации системы
государственного управления.
9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной работы можно сделать вывод, что государственное управление
представляет собой деятельность органов исполнительной и законодательной власти в
отношении социально экономического развития.
Государственное управление представляет собой все виды деятельности, которые выполняют
государственные органы.
Основная цель государственного управления заключается в стабилизации и контролирование
процессов жизнедеятельности страны, а так же регулирование и повышения (поддержания)
социально-экономического уровня страны и всего населения.
Особенность государственного управления заключается в ее проблемах. То есть сама модель
управления изначально построена в иерархическом виде, что способствует качественному
процессу выполнения поручений и распоряжений «сверху». Но в течение времени численность и
штат органов государственного управления разросся до матричного вида, что снижает
эффективность всего управленческого процесса, замедляет процесс взаимодействия разных
ведомств и министерств между собой.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 28.06.2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в
Российской Федерации» // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Версия 3000.03.35
Режим доступа: http://www. consultant.ru. (Дата доступа 23.12.2018 года)
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Консультант Плюс:
справочно-правовая система. Версия 3000.03.35 Режим доступа: http://www. consultant.ru. (Дата
доступа 23.12.2018 года)
3. Указ Президента РФ от 3.06.1996 г. № 803 «Об основных положениях региональной
политики в РФ» [Электрон. ресурс]: // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Версия
3000.03.35 Режим доступа: http://www. consultant.ru. (Дата доступа 23.12.2018 года)
4. Президента РФ от 28.04.2008 № 607 (ред. от 14.10.2012) «Об оценке эффективности
деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» //
Консультант Плюс: справочно-правовая система. Версия 3000.03.35 Режим доступа: http://www.
consultant.ru. (Дата доступа 23.12.2018 года)
5. Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н Муниципальное право России: Учебник / Н.В.
Постовой, В.В. Таболин, Н.Н. Черногор 3-е издание, переработанное и дополненное; под ред. Н.В.
Постового. "Юриспруденция", 2015
6. Алиаскарова Ж.А. Новая экономика: новая реальность и мотивация потребителей //
Маркетинг МВА. Маркетинговое управление предприятием. – 2017. –Т. 8. – Вып. 1. –С. 5-15.
7. Экономическая политика. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Под
ред. А.Н. Лякина. – М.: Юрайт, 2017. – 432 c.
10
8. Тэтчер М. Искусство управления государством: Стратегии для меняющегося мира; Пер. С
англ. – 4-е изд. – М., 2014
9. Кулаченко Г.М., Крупин И.В. Совершенствование бюджетной системы с применением
программно-целевого принципа: монография / Г.М. Кулаченко, И.В. Крупин. Екатеринбург:
Монография, 2014. 280 с.
10. Волкова А.В. Управляемость государства в условиях глобализации: проблема
формирования публичных ценностей // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. – 2013. – Т. 9. – №4.
– С. 70-82.
11. Smorgunov L. Network political parties // Polis. Political Researches. – 2014. – no. 4. – Pp. 21-37.
12. Волкова А. В. Сети в публичной политике: формирование сетевой культуры //
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и
искусствоведение. Вопросы теории и практики.– 2014. – № 1, Ч. 2. – С. 52-55.
13. Макарейко Н.В. Административное право: краткий курс лекций / 8-е изд. М., 2013
14. Сморгунов Л.В Сетевой анализ публичной политики. – Москва : РГ-Пресс, 2013
15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электрон. ресурс].
Режим доступа: http://www.gks.ru. (Дата доступа 23.12.2018 года)
16. Барциц, И.Н. Теория государственного и муниципального управления (Учебнометодический комплекс для слушателей МРА РАГС) // М.:. 2015 -27 с.
17. Коновалов, А.А. Государственная и муниципальная служба : учебное пособие / А.А.
Коновалов, С.А. Наумов, И.Ю. Лепетикова. – Ростов н/Д.: Издательско-полиграфический комплекс
РГЭУ (РИНХ), 2017. – 211 с.
18. Охотский, Е.В. Государственное управление: на пути к современной модели
государственного менеджмента // Вестник МГИМО Университета. 2014.-№ 3.- С. 115-127.
19. Хутинаев, И. Д. Институционализация органов государственной власти Российской
Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук.
Специальность 12.00.02 — Конституционное право ; Муниципальное право /И. Д. Хутинаев. -М.,
2016. -52 с.
20. Каковкина Е.Н. Шпаргалка по муниципальному праву / Е.Н. Каковкина. Издательство:
Аллель-2015 г. 87с.
21. Кузнецова Е.М. Местное самоуправление и социальная работа Конспект лекций. / Е.М.
Кузнецова. Омск. Издательство ОмГТУ 2015. 60 с
22. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. Муниципальное право Российской
Федерации: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2016. 672 с.
23. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и
фразеологических выражений. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е изд., Москва. 2015. 944 с.
11
24. Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н Муниципальное право России: Учебник / Н.В.
Постовой, В.В. Таболин, Н.Н. Черногор 3-е издание, переработанное и дополненное; под ред. Н.В.
Постового. "Юриспруденция", 2015
25. Gaus J.M., White L. D., Dimock M. E. The Frontiers of Public Administration. Chicago: The
University of Chicago Press, 2015. Рp. 116-133.
26. Barrett K., Greene R. Governing Measuring Perfomance. The State Management Report Card or
2018. Pp. 1-61.
27. Kirillovskaya A.A., Pashkus V.Y., Volkova A.V. The Newest Economic Policy, Government
Regulation of the Economy and Economic Security // Globalization and its Socio-Economic
Consequences. 16th International Scientific Conference Proceedings. – Zilina, 2016. – Рр. 870-875.
28. Kerr W.R., Lincoln E., Mishra P.The Dynamics of Firm Lobbying // American Economic Journal:
Economic Policy. –2014. – Vol. 6(4). – Pр. 343-79.
29. Алиаскарова Ж.А. Новая экономика: новая реальность и мотивация потребителей //
Маркетинг МВА. Маркетинговое управление предприятием. – 2017. –Т. 8. – Вып. 1. –С. 5-15.
30. Экономическая политика. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Под
ред. А.Н. Лякина. – М.: Юрайт, 2017. – 432 c.
31. Алижанова З.Р. Оценка эффективности управления в системе государственной службы. М.,
2015. С. 195-202
32. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М.: Юридическая литература. 2016.
400 с.
33. Гаман-Голутвина О. В., Сморгунов Л. В., Соловьев А. И., Туровский Р. Ф. Эффективность
государственного управления в Российской Федерации в 2018 году. – М.: РОСПЭН, 2018. 86 с.
34. Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы
государственной политики и управления / Под ред. Л. В. Сморгунова. – М.: «Российская
политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2016. С. 384.
35. Гуськова Т.Н. Проблемы государственного управления современной России – М., 2018.
36. Пикулькин А.Б. Система государственного управления / учебное пособие / под редакцией
А.Б. Пикулькина – М., 2017.
37. Тэтчер М. Искусство управления государством: Стратегии для меняющегося мира; Пер. С
англ. – 4-е изд. – М., 2014
38. Кулаченко Г.М., Крупин И.В. Совершенствование бюджетной системы с применением
программно-целевого принципа: монография / Г.М. Кулаченко, И.В. Крупин. Екатеринбург:
Монография, 2014. 280 с.
39. Волкова А.В. Управляемость государства в условиях глобализации: проблема
формирования публичных ценностей // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. – 2013. – Т. 9. – №4.
– С. 70-82.
12
40. Волкова А.В. Гуманитарные технологии в публичном взаимодействии в современной
России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и
искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – №5-2. – С. 39-43.
41. Smorgunov L. Network political parties // Polis. Political Researches. – 2014. – no. 4. – Pp. 21-37.
42. Волкова А. В. Сети в публичной политике: формирование сетевой культуры //
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и
искусствоведение. Вопросы теории и практики.– 2014. – № 1, Ч. 2. – С. 52-55.
43. -предметным // Интернет-журнал «Науковедение». - 2016. - № 1. С. 8.
44. Ибрагимов Р.М. Теоретико-методологические аспекты эффективности муниципального
управления // Экономика и управление. 2017. С. 62-71.
45. Макарейко Н.В. Административное право: краткий курс лекций / 8-е изд. М., 2013
46. Маслов Д.В. Модель CAF и международная инициатива IQUAL // Сборник материалов
международной конференции «Эффективность и качество государственного и муниципального
управления». - 2015. С. 17-20.
47. Нагимова А. М. Эффективность деятельности государственных органов управления как
фактор повышения уровня жизни в регионе. Казань, Казанский государственный университет,
2017. 190 с.
48. Сморгунов Л.В Сетевой анализ публичной политики. – Москва : РГ-Пресс, 2013